Прямая речь


Молоковских Владимир Евгеньевич

28 ноября 2017

О бюджете города Перми 2018-2020 годов

О бюджете города Перми 2018-2020 годов

- Владимир Евгеньевич, проект бюджета 2018-2020 годов принят Думой в первом чтении, в декабре документ должен быть утвержден депутатами с учетом поправок. Могли бы вы обозначить слабые и сильные стороны проекта?

- Принципы формирования на протяжении последних лет остаются прежними - это бездефицитность, социальная направленность и эволюционное развитие. Это, с одной стороны плюс: мы задаем достижимые результаты, рассчитываем на собственные силы и не зависим от внешних факторов, например банков. Но у этой поступательности есть и обратная сторона. В городе действует 25 муниципальных программ, которые решают вопросы развития Перми по направлениям: образование, дорожное хозяйство, ЖКХ и другие. Действуя постепенно, по некоторым из этих программ мы достигнем ощутимого результата нескоро - в перспективе десяти-двадцати лет. Надо понять, а готово ли население Перми ждать так долго. Следует определить, где у нас болевые точки, которые надо исправлять в срочном порядке, а что может подождать. Поэтому вопрос расстановки приоритетов - главный. Нам действительно есть о чем подумать, но делать это нужно аккуратно. Процесс формирования бюджета на 2018-2020 годы был запущен еще в июне, сегодня этот «паровоз» уже едет вовсю, и менять на нем колеса, переводить стрелки нет смысла. Нам нужно поразмышлять на перспективу, чтобы, возможно, внести коррективы уже в бюджет 2019 года.

- О чем, с вашей точки зрения, стоит подумать?

- Прежде всего, необходимо определиться с целью - чего именно мы хотим. Конечно, у нас принята стратегия социально-экономического развития Перми до 2030 года, в которой эти моменты обозначены. Это концептуальный документ, в нем описано то, к чему мы стремимся. Конечная цель в том, чтобы людям в Перми жилось комфортно, они не уезжали бы отсюда, а наоборот, приезжали к нам, поэтому нужно понять, куда и зачем уезжают жители Перми, что их привлекает в других регионах. Вряд ли это вопрос образования. У нас вполне достойный уровень образования, позволяющий ребятам участвовать в соревнованиях регионального, российского и международного уровня. Вопрос не в том, что, например, в Москве или Санкт-Петербурге лучше учат. Просто там можно остаться после учебы - там выше зарплата, больше востребованность. Определив точки притяжения, мы поймем, чем Пермь отличается, сможем выстроить правильные приоритеты развития, чтобы жизнь была комфортной. А у нас зачастую бывает так: мы проводим какие-то мероприятия, тратим на них бюджетные средства, но эти усилия муниципалитета людей не трогают, максимум - вызывают любопытство. А люди должны не просто любопытствовать, необходима вовлеченность населения в жизнь города.

- Вы говорите, что нужно сравнить Пермь и другие города. Но город и так систематически анализирует показатели у нас и у городов-аналогов.

- Мне кажется, надо не сравнивать схожие по показателям территории, а рассматривать наши города-конкуренты. Мы должны понимать, какие именно регионы привлекают пермяков, прежде всего молодую аудиторию, и почему. Мы похожи с какими-то мегаполисами, сопоставимы по ряду параметров, но не факт, что конкурируем с ними за человеческий ресурс. Может, в Челябинск люди и не едут, а в Екатеринбург и Казань, например, едут. И не только жить и работать. IKEA, аквапарк, международный аэропорт - вот только часть из того, что востребовано нашими жителями. Проанализировав информацию, мы сможем составить перечень территорий-аналогов и тех показателей, которые являются привлекательными для людей. Мы оцифруем это, получим конкретные цели для развития города. Бюджетные траты будут более осмысленными.

- Какие направления бюджетной политики Перми, на ваш взгляд, требуют проработки?

- Нам стоит подумать о таком принципе, как социальная направленность бюджета. Можно провести аналогию. Зарплата рабочего - 25 тыс. рублей, зарплата директора - 400 тыс. рублей. У кого из них в личном бюджете больше доля социальных расходов? Очевидно, что в первом случае - это процентов 90%, основные траты идут на питание. Во втором случае на питание уходит процентов десять. Вроде бы первый бюджет суперсоциальный. Но хорошо ли это? То же самое и с городом: наши текущие расходы - как траты на питание. Чем больше у муниципалитета доля социальных расходов, тем меньше развития. Мы должны не только питаться, а позволять себе что-то еще. Если доля социалки растет, а размер бюджета остается прежним, наверное, это не совсем хорошо. На будущее нам надо думать о том, чтобы не только социальные обязательства выполнять. Необходимо, чтобы бюджет рос - был не 25 млрд. рублей, как сейчас, а 30-35 млрд. Тогда были бы шире возможности для развития города, улучшения качества жизни.

- Каким вы видите потенциал роста налоговых и неналоговых доходов городской казны?

- Бюджет надо формировать осознанно. Нельзя просто принять как данность, что у нас поступает такой-то объем НДФЛ и других доходов. Мы ведь понимаем, что, с учетом численности работающего населения и средней зарплаты, цифры не «срастаются». Мы можем получать больше, но этого не происходит из-за проблемы «серых» зарплат. Важно также выводить малый и индивидуальный бизнес в цивилизованное русло. Бизнес должен платить налоги. Город имеет много возможностей «мониторить» эту деятельность и что-то решать, оказывать влияние. Надо понять, какова налогооблагаемая база на самом деле. Как только это поймем - появятся рычаги управления. Доходов в бюджет можно будет получать больше. Есть резервы, и нужно изыскивать пути, чтобы извлечь из этой «руды» больше полезного. Цель администрации города - знать все, что есть в городе, и эффективно этим управлять. И хотя это довольно длительный и трудный процесс, им нужно заниматься.

- Каким образом этим может заниматься Пермская городская Дума?

- Нельзя совсем разделять администрацию города и думу. Нельзя говорить, что администрация только исполнитель, а дума только контролер. Да и контроль может быть разным. Можно просто спросить - сделано или нет. А можно спросить, как и почему сделано, уходить в конкретику. Нужно понимать, что ты контролируешь, вникать в детали. Кроме разделения власти, должно быть еще и взаимодействие. Это процесс взаимодействия, а его, на мой взгляд, сегодня недостаточно. Если депутаты что-то не понимают и спрашивают, это не значит, что они критикуют. Мы просто хотим разобраться, совместно решить. Вместе мы будем умнее, чем каждый из нас по отдельности. Задача думы - не только контролировать, но и активно участвовать в формировании бюджета. Вовлеченность в процесс дает возможность депутатам выходить с предложениями по ходу работы, а не говорить - нам это блюдо не нравится, несите другое. Когда ты непосредственно участвуешь в процессе, у тебя потом вопросов уже не возникает. От совместной работы, от более плотного взаимодействия будет только польза - городу, администрации и думе. Бюджет - это не ядерная физика, и депутаты способны разобраться в логике построения и деталях. Здесь нет ничего архисложного: ничем бюджет города не отличается от бюджета предприятия и от бюджета семьи - принципы и подходы одинаковы.

- Как еще, на ваш взгляд, можно улучшить бюджетную политику муниципалитета?

- Нам стоит поработать по нескольким направлениям. Одно из них - это муниципально-частное партнерство и привлечение частных инвесторов. Могу привести яркий пример. Недавно я был в Вологде, где с местными коллегами обменивались муниципальными практиками. У них возник вопрос: чему вы хотите у нас научиться, если у нас бюджет 6 млрд рублей, а у вас 25 млрд? Но на самом деле, чем меньше денег, тем больше включается голова, чтобы их разумно распределить. Вологда в этом году праздновала юбилей - 870 лет. Он проходил с большим размахом, несколько дней. Но муниципалитет при этом потратил - вдумайтесь - всего 1,5 млн. рублей! Они показали нам программу: основной вклад - это частные инвесторы. С ними нужно общаться. Может, кажется, что это стыдно - ходить с протянутой рукой, но на это можно и под другим углом посмотреть: надо просто объяснять бизнесу, предприятиям, людям, почему участие в таких проектах будет во благо всем. Кроме того, у нашего бюджета большой потенциал в увеличении эффективности расходов. Речь не идет об оптимизации или секвестре. Мы не урезаем зарплату, расходы на социалку, ремонты и прочие нужные вещи, не переносим траты на более поздний срок. Мы говорим про резервы, которые кроются в том, как именно город расходует средства, и кто за это отвечает. Например, возьмем ремонты дворов, школ, детских садов, то есть все, что связано со стройкой. При грамотном подходе - это серьезный резерв. Нам необходимы люди, которые разбираются в сметах на строительство и ремонт и могут выступать профессиональным буфером между подрядчиком и заказчиком. Нельзя возлагать ответственность на тех, кто не обладает нужной компетенцией. Директор садика, школы, дворца культуры не может и не должен разбираться в ремонте. А сегодня он же и заказчик, он же и подписывает смету и акт выполненных работ. Нужен орган, который это возьмет на себя, в штате у которого есть соответствующие специалисты. Несколько лет назад муниципальному управлению капительного строительства уже переподчинили крупные городские стройки. Но ведь остались и другие виды строительных работ, которыми УКС пока не занимается. Конечно, ремонт крыши стоимостью в 3-5 млн рублей. несопоставим со строительством школы, детского сада, где требуются сотни миллионов рублей. А сколько этих ремонтов крыш набирается и сколько мы на них теряем из-за неэффективных трат? Сейчас закупки осуществляют муниципальные учреждения. Единого закупщика нет, а значит, нет скидок на объем и нет общей базы поставщиков. Это тоже одно из направлений - экономить, не ухудшая качество.

- Допускаете ли в будущем возможность привлечения заемных средств на инвестиционные расходы города и дефицит - как следствие?

Вопрос бездефицитности дискуссионный. Что лучше - сегодня залезть в долги и десять лет жить в нормальной квартире, выплачивая кредит или ипотеку, или десять лет копить и жить в общежитии? Чтобы взять кредит, нужно понимать, что тебе это действительно необходимо и что у тебя будут источники для его покрытия. К примеру, если нам нужно 21 млрд рублей, чтобы расселить все аварийное жилье, которое есть сегодня, почему не взять по семь млрд на три года и построить новые дома, а потом спокойно в течение двадцати лет выплачивать условную «ипотеку». Мы создадим комфортные условия для людей, улучшим внешний облик города. Считаю, что бездефицитность - не аксиома. К этому вопросу надо периодически возвращаться. Но любой дефицит должен быть четко спланирован и просчитан. На мой взгляд, занимать деньги можно только на развитие, инвестиции. Но тогда и подход должен быть как к коммерческим инвестициям: тщательный отбор проектов, внимательная проработка, серьезное технико-экономическое обоснование, контроль хода реализации и четкое закрепление ответственности. Не бывает идеальных бюджетов. Всегда есть возможность увеличить доходы и разумнее ими распорядиться. Просто этим нужно заниматься постоянно.

- Что необходимо делать для того, чтобы исполнение бюджета было идеальным?

- Необходимо усилить функцию Думы по контролю, выставлять некие реперные точки и отслеживать исполнение программ в более плотном режиме, понимая не только денежную составляющую, но и как эта программа работает и насколько она эффективна. Это как раз то, что мы с депутатами обсуждали на специальных круглых столах. Некоторые проблемы в течение нескольких лет можем закрыть, но на сегодняшний день решение некоторых вопросов идёт эволюционным путем. Мы только в этом году посмотрели исполнение муниципальных программ и их эффективность и принимать решение за месяц для того, чтобы перекроить весь бюджет – это должна быть скорее задача и тренд на будущее, чтобы бюджеты следующих годов отформатировать с учетом изменившихся приоритетов. Мы, исходя из реалий, не можем из текущего объема доходов решить все проблемы, вместе с тем не нужно, чтобы эти проблемы существовали с нами долгие годы. Пусть останется две три глобальные проблемы останутся, но мы должны стремиться к тому, чтобы ликвидировать «мелочевку».

- Что касается вопроса о налоге на имущество физических лиц на территории города Перми, который был принят на заседании Думы в ноябре. Сейчас есть понимание, как было и как будет после принятия решения, насколько изменится плата по налогу?

- Однозначно пойдет увеличение налога и в три раза увеличится поступление денег в бюджет, в том числе за счёт увеличения налогооблагаемой базы. Людям понятно, что оценка инвентаризационной и кадастровой стоимости отличаются. Понятен тренд, что мы должны больше платить этого налога, людей интересует конкретно, насколько вырастет стоимость, на эти вопросы и нужны ответы. Администрация должна подготовить расчёты на примере реальных объектов, чтобы люди могли ориентироваться. Хорошая идея прозвучала на комитете по бюджету и налогам создать информационный ресурс в интернете, где можно завести параметры и получить информацию по налогу. Если это произойдет – будет замечательно, но для депутатов это не снимет проблему, потому что часть людей не владеет компьютером. Здесь в любом случае депутатам нужны некие примеры, чтобы они могли сориентировать людей.