Прямая речь


Мельник Наталья Николаевна

18 декабря 2017

«Для нас важен комплексный подход к решению проблем»: по материалам газеты "Коммерсант"

«Для нас важен комплексный подход к решению проблем»: по материалам газеты

Пермская городская Дума на этой неделе рассмотрит проект бюджета Перми на 2018-2020 годы во втором чтении. О том, как велась работа над главным финансовым документом города, какие поправки были в него внесены и чем руководствовались депутаты, предлагая изменения в проект, рассказала председатель комитета Пермской городской Думы по бюджету и налогам Наталья Мельник.

- Работа над проектом бюджета 2018-2020 года почти завершена. Каковы основные принципы его формирования?

- Принципы формирования бюджета остаются прежними. Мы им следуем не первый год, соблюдая преемственность. Это бездефицитность, социальная направленность и увеличение инвестиционной составляющей. Доходная часть бюджета на следующий год вырастет до 25 млрд руб. Это на 2 млрд руб. больше, чем мы имеем сейчас. Расходы запланированы в том же объеме, без привлечения заемных средств. Основную долю расходов составляют социальные обязательства. На их долю приходится 63% от общего объема бюджетных затрат. Наиболее финансовоемкое направление – это сфера образования. Мы заложили на эти цели 13,2 млрд руб. в 2018 году. Инвестиционная составляющая в следующем году вырастет на 800 млн руб. – до 3,8 млрд руб. Бюджетные инвестиции пойдут на ремонт и строительство улично-дорожной сети, расселение аварийного жилья, обновление и расширение социальной инфраструктуры. Например, в планы муниципалитета входит строительство четырех детских садов и приобретение одного здания для этих же целей, строительство новых корпусов трех школ (гимназия №3, школы №42 и №59),  соединение улицы Старцева – проспекта Октябрят – улицы Целинная. Кроме того мы продолжим масштабную реконструкцию набережной Камы.

- Много ли было поправок к документу? Насколько сильно он поменялся в процессе работы? Какие замечания и предложения поступали? 

- Ко второму чтению мы остались в тех же параметрах – объем расходов и доходов сохранился на уровне 25 млрд руб. Мы реально оцениваем возможности города в части поступлений в бюджет, поэтому не пытались искусственно увеличивать объем бюджета. Между первым и вторым чтением поступило 200 поправок. Часть из них носит технический характер, часть касается перераспределения средств. Так рабочая группа подержала поправки администрации Перми, которые предусматривают увеличение расходов на кронирование деревьев (4 млн руб.) и снос аварийных деревьев (1,3 млн руб.), на содержание и паспортизацию ливневой канализации и очистных сооружений (6 млн руб.). Кроме того, ежегодно на строительство сетей наружного освещения будет выделено по 25 млн руб. Отмечу, что несмотря на большой объем поправок, нам впервые удалось рассмотреть их за одно заседание рабочей группы. Это говорит о качественной подготовительной работе и активном участии в ней всех сторон – депутатов, администрации, экспертов. 

- По какому принципу депутаты и эксперты формировали свою позицию по поправкам?

- Для нас был важен комплексный подход к решению проблем. Например, мы значительно увеличили расходы на кронирование деревьев и освещение улиц. В общем объеме бюджета суммы, может быть, не такие серьезные, но зато они позволяют решать проблемы системно, а не точечно. Ведь есть разница – либо бригада выехала, чтобы  кронировать одно дерево, либо выполнила работы на всей улице или в целом микрорайоне. Затраты увеличиваются не намного, а объем работ совершенно разный. Именно об этом мы с коллегами говорили на последнем пленарном заседании думы.

Тот же принцип мы применяли в своих рекомендациях администрации при работе над проектом бюджета между чтениями. Если мы видим, что есть предложение профинансировать какое-либо направление по одному депутатскому округу или по конкретной территории Перми, мы оцениваем, насколько эта проблема актуальна и для других округов. Если понимаем, что вопрос носит общий характер, то предлагаем решать его комплексно. Для этого мы рекомендовали администрации создать программы или подпрограммы по отдельным направлениям. Бюджетные траты должны быть разумными, нацеленными на результат. Нужно четко представлять – кого подключать к реализации той или иной задачи, проработать все аспекты – технические, юридические, финансовые, и только после этого выделять деньги. Если такого понимания нет, то финансирование каких-то проектов лучше сдвинуть по срокам.

Это особенно важно в преддверии 300-летия Перми. Эта подготовка частично отражена и в проекте бюджета на следующие три года. Наша цель – не латать дыры, а действовать грамотно, всесторонне подойти к решению вопросов городской жизни, чтобы на каждый бюджетный рубль была максимальная отдача.

- Отсутствием дефицита бюджета сегодня могут похвастаться далеко не все муниципальные образования. Как относитесь к принципу бездефицитности пермского бюджета сейчас и на перспективу?  

- Бездефицитность – это не постулат, которому нужно следовать во что бы то ни стало. Мы можем позволить себе и дефицит бюджета для реализации какого-то знакового, стратегически важного проекта при условии, что в дальнейшем он нам принесет доход, и мы четко представляем себе источники покрытия дефицита.  Но пока у нас таких проектов нет. Мы их ждем, надеемся, что к 300-летию Перми идеи появятся. Просто так, необдуманно залезать в карман будущих поколений, чтобы им пришлось справляться с долговой нагрузкой, было бы неразумно. Мы придерживаемся ответственного подхода. 

- Каким видите потенциал роста налоговых и неналоговых доходов городского бюджета?

- Мы давно и плотно работаем над формированием бюджета, поэтому понимаем, что сегодня нет предпосылок для кардинального роста доходов, в том числе за счет налогов. Мы уже отфиксировали на местном уровне все изменения налогового законодательства. Пополнять казну за счет роста налоговой нагрузки можно, только тщательно взвесив последствия. Налоговый потенциал имеет смысл наращивать за счет увеличения производственных предприятий, бизнеса в целом, ведь они образуют налогооблагаемую базу. Наша задача – создать условия для их развития. Кроме того, есть резервы в виде имущества и земельных участков, которые еще не оформлены должным образом, а значит, по ним не начисляются налоги. Безусловно, источник для пополнения бюджета – это существующая недоимка, и мы не первый год обращаем внимание администрации на необходимость более активно вести работу по сокращению с недоимки. 

- Повлияет ли на бюджет новый порядок расчета по налогу на имущество физических лиц? Учитывался ли он в проекте бюджета на 2018-2020 годы?

- Новая система исчисления налога вводится с 1 января следующего года – с этого периода налог на имущество физлиц будет рассчитываться от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. В Перми ставки будут дифференцированными. Минимальная ставка — 0,1%, она устанавливается для жилых домов и комнат стоимостью до 1 млн руб., а также для квартир стоимостью до 2 млн руб. включительно. Максимальная ставка для этих видов объектов недвижимости — 0,3%, она вводится для жилых домов стоимостью от 7 до 300 млн руб., для комнат стоимостью свыше 3 млн руб. и квартир стоимостью от 8 до 300 млн руб. Объекты незавершенного строительства также будут облагаться налогом по ставке 0,3% от кадастровой стоимости. Для любых объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб., будет применяться ставка 2%. Это позволит более справедливо распределить налоговую нагрузку и увеличить доходы бюджета. Но само начисление по новой системе будет производиться по итогам 2018 года – в 2019 году. Мы не стали учитывать новый порядок расчета налога на имущество в этом проекте бюджета. У нас еще есть время посчитать, сколько именно мы получим. Кроме того, важно понимать, что переход на новую систему расчета будет происходить постепенно, переходный период составит пять лет и закончится к 2023 году. К этому времени доходы бюджета за счет налога на имущество физлиц должны возрасти. Но они увеличатся прежде всего за счет того имущества, которое пока налогом не облагается. Сейчас мы получаем за счет налога на имущество физлиц около 400 млн руб. 

- Чем Пермь отличается от других городов в вопросах формирования бюджета?

- У пермского бюджета конечно есть свои особенности, свои слабые и сильные стороны. Но одно из наших главных преимуществ – грамотный подход к формированию проекта бюджета, отвечающий последним требованиям времени и законодательства. Наши финансисты оперативнее воспринимают новшества в этой сфере. Например, мы одни из первых перешли на программный принцип формирования бюджета. Сегодня у нас 25 муниципальных  программ, в которых отражено более 90% бюджета. Мы закладываем  средства, ориентируясь на результат, а не на процесс.