Прямая речь


Чащихин Тимофей Владимирович

1 августа 2018

«Наша задача — поддерживать порядок и справедливость»

«Наша задача — поддерживать порядок и справедливость»

Депутат Пермской городской думы — о резонансных решениях муниципальной власти и актуальных проблемах Перми

Тимофей Чащихин — депутат городского парламента, избранный по спискам партии «Единая Россия» и входящий в партийную фракцию в думе. Тимофей Владимирович входит в комитет по экономическому развитию. В комитете он серьёзно занимается вопросами развития потребительского рынка, наружной рекламы, а также совершенствованием системы городского транспорта. Помимо думской работы, Тимофей Чащихин — неутомимый общественник. Он является помощником уполномоченного по правам предпринимателей в Пермском крае и инициатором множества интересных событий в родном Индустриальном районе.

Тимофей Владимирович, почему вы выбрали для работы в думе именно «экономический» комитет?

— Это было совершенно логичное решение. На протяжении многих лет я занимаюсь предпринимательской деятельностью. Почти всё время, что я работаю, не перестаю слышать от первых лиц государства — президента, премьер-министра — абсолютно верную установку на то, что малый и средний бизнес должны встать в ряд флагманов экономики, наряду с крупной промышленностью и «сырьевым» сектором. Действительно, в развитых странах доля предпринимателей в экономике и в наполнении бюджетов — половина, а то и больше.

На самом деле, частный бизнес, основанный на предпринимательской инициативе граждан, — самая прочная основа любой экономики. Конечно, эта стезя чаще всего не генерирует сверхдоходов, она сложна и рискованна. Но в любом случае обеспечивает самому предпринимателю и его работникам приемлемый уровень жизни, а главное — занятость и самозанятость. Предприниматель создаёт рабочие места, снижает уровень безработицы и иждивенческие настроения в обществе.

Для примера приведу Индустриальный район. Это промышленный узел, и когда-то, 10–15 лет назад, большинство его жителей работали на крупных промпредприятиях. Сегодня с внедрением новых технологий, переводом многих вспомогательных производств на аутсорсинг число работающих там снизилось в разы. Что делать? Вовлечь всех в работу крупных холдингов невозможно, мест в бюджетной сфере тоже на всех не хватит. Поэтому единственный выход — малые частные предприятия, а также личная занятость.

В то же время все мы видим, с какими трудностями порой приходится сталкиваться предпринимателям, особенно на этапе становления бизнеса. Недоступность стартового капитала, административное давление, чрезмерная зарегулированность, бюрократия, коррупция — всё это и многое другое никак не способствует воплощению в жизнь пожеланий лидеров России.

Конечно, многие из проблем бизнеса — глобальные, характерные для всей страны. Но мы живём здесь и сейчас. И каждый на своём месте должен хотя бы пытаться чуточку улучшить ситуацию. Например, на уровне города, в рамках работы комитета Пермской городской думы участвуя в разработке и принятии взвешенных решений в отношении местного бизнеса, его разумного регулирования.

В таком случае просто напрашивается вопрос о вашем отношении к резонансной теме — новой схеме размещения нестационарных торговых объектов (НТО) в Перми. Проще сказать — серьёзное ужесточение «правил игры» на рынке уличной торговли. Вопрос этот касается множества предпринимателей. С одной стороны, можно предположить, что у вас должна быть корпоративная солидарность: «наших бьют». С другой стороны, вы входите в орган представительной власти всего города и должны мыслить гораздо шире. Как тут «разорваться»?

— Вы правы в том, что я смотрю на эту ситуацию с двух сторон. Но как раз по этой причине никакого «разрыва» нет. Ведь я не только понимаю логику решения о наведении порядка в сфере нестационарной торговли, но и знаю проблематику самого бизнеса.

Тогда поясните более подробно: вы на чьей стороне?

— На стороне горожан. Вопрос существования и развития уличной торговли действительно сложный и для многих болезненный. Но верное решение лежит где-то посередине между крайними позициями той или иной стороны.

Да, любая попытка административного регулирования и изменения правил — это всегда болезненно для бизнеса, поскольку влечёт определённые издержки. Да, смена «места жительства» тех или иных торговых точек влечёт и неудобства для жителей, которые уже привыкли покупать продукты или товары первой необходимости в шаговой доступности от дома.

В то же время не секрет, что далеко не все участники рынка — добросовестные, выполняющие все правила и требования предприниматели. Мы знаем такие явления, как уход от налогов, невыполнение пожарных правил, санитарных норм, а то и просто хамство. Всё это, к слову, тоже вызывает негатив у горожан и, что меня отдельно удручает, формирует негативное отношение к предпринимателям в обществе.

Так что наша задача как депутатов Пермской городской думы — поддерживать в городе порядок и справедливость по отношению ко всем участникам рынка. Создавать понятные, прозрачные, но обязательные к исполнению «правила игры» для представителей бизнеса. Создавать условия для того, чтобы любой мог приобрести качественные и недорогие товары рядом с домом. Одновременно — следить за внешним обликом города, не допускать хаоса и антисанитарии. И, конечно, способствовать наполнению бюджета.

Вот на это и направлены шаги по регулированию сферы НТО в Перми.

Однако суд по иску части предпринимателей и ТСЖ, на территории которых расположены НТО, не поддержал этих шагов, усмотрев в них нарушение закона «О торговле». Означает ли это, что тема НТО — теперь вчерашний день?

— Насколько мне известно, в упомянутом вами судебном решении речь идёт о довольно «узком» вопросе. Изменение схемы размещения НТО регулируется определёнными нормативными документами, и вносить изменения нужно в них — например, в Правила землепользования и застройки. В этом был недочёт при подготовке изменений, и сейчас он исправляется.

Всё это вовсе не отменяет того, о чём я говорил: наведение порядка в сфере городской торговли необходимо. Правила должны быть одни для всех.

Не отменяет это и другого моего убеждения: уровень вмешательства в рынок, отношения между предпринимательским сообществом и потребителями со стороны власти должен быть минимальным. Вмешиваться стоит только тогда, когда ситуация того требует.

Сегодня городская власть также пытается преобразовать работу городского транспорта. Это тоже «рыночная» сфера, ведь автобусные перевозчики в Перми — частные компании. Здесь тоже назрели изменения?

— Безусловно. Любой назовёт основные претензии к городскому транспорту. К тому же нельзя рассматривать сферу пассажирских перевозок только как бизнес. Всё же это гораздо больше социальная услуга, поэтому город может и должен жёстко контролировать качество её оказания.

Нарекания пассажиров связаны с не совсем удобной маршрутной сетью: на одних направлениях есть дублирующие маршруты, а на других автобуса не дождаться. Сам подвижной состав устарел, часто не соответствует не только экологическим требованиям, но и требованиям безопасности. Это легко понять, если вспомнить нашумевшие истории с «бешеными» автобусами. Давно пора вводить и более «гибкие» тарифы для часто ездящих пассажиров: маршруты с пересадками должны стоить дешевле, чем разовая поездка, — как в метро.

Есть и проблемы с дотациями отрасли. Они напрямую не касаются пассажиров, но страдает весь городской бюджет. До сих пор не создана прозрачная система, когда город понимает, какое количество «льготников» перевозит пассажирский транспорт и какие суммы компенсации перевозчикам действительно необходимы.

Шаги, которые сегодня предпринимают администрация Перми и депутатский корпус, направлены именно на наведение порядка в этой сфере. И есть уже первые результаты. Так, на электротранспорте уже можно платить с помощью карты, а не наличными. В перспективе это позволит создать ту самую прозрачность расчётов с перевозчиками. Меняется система проведения аукционов, которая также оптимизирует бюджетные затраты. Совершенствуется маршрутная сеть.

То есть муниципалитет здесь, я считаю, движется в правильном направлении.

Ещё одна тема, вокруг которой идёт много дискуссий, — это рынок рекламы. Здесь тоже с переменным успехом который год городская власть пытается ужесточить правила. Вы согласны, что в Перми засилье рекламы и нужно её убрать с улиц?

— Нет, я далёк от такого радикального утверждения. Здесь моя позиция расходится с мнением тех, кто говорит о «засилье» рекламы. Напротив, мы должны быть благодарны тем представителям бизнеса, которые умудряются в наше время выживать, развиваться, продавать товары и оказывать услуги. Да к тому же — поддерживать рынок рекламы, который, напомню, даёт неплохие отчисления в бюджет за счёт аренды рекламных мест.

Поэтому я довольно настороженно отношусь к попыткам чрезмерно регламентировать этот рынок. «Паспортизация», «стандартизация» вывесок — всё это приводит к лишним расходам для бизнеса, вызывает обоснованное раздражение, поэтому внедрять такие подходы нужно крайне осторожно.

При этом, как и в случае с НТО, я готов согласиться с тем, что необходимо создание жёстких, но универсальных правил для рынка. Реклама должна быть установлена так, чтобы не создавать угрозы водителям и пешеходам — опять же можно вспомнить частые падения рекламных щитов во время сильных ветров. Не должно быть незаконной рекламы, установленной по «серым» схемам, которая не несёт дохода бюджету.

В целом могу сказать, что схема размещения рекламы в городе уже утверждена. Остаются некоторые вопросы — например, с демонтажом рекламных конструкций, расположенных на частных территориях: за чей счёт его производить? Но по большому счёту ситуация с рекламой в Перми налаживается.

Вы являетесь помощником уполномоченного по правам предпринимателей в Пермском крае Вячеслава Белова по Индустриальному району. Как связана эта деятельность с работой в думе, есть ли эффект от такого «совместительства»?

— Конечно, есть. Свою основную функцию в качестве помощника я расцениваю как некий «мостик» между предпринимательским сообществом и аппаратом уполномоченного, а также органами власти. Это двусторонняя связь. Мы проводим консультации для предпринимателей, помогая им ориентироваться в законодательстве и нормативной базе. При необходимости помогаем обеспечить защиту в суде. С другой стороны — доносим позицию бизнеса, стараемся её учесть при принятии тех или иных решений. В ряде случаев — выносим ту или иную проблему, волнующую предпринимателей или потребителей, на федеральный уровень.

Здесь — прямая связь с моей деятельностью в думе. Ведь статус депутата помогает выполнять эту работу быстрее, эффективнее и качественнее. И я стараюсь использовать эту возможность с максимальной пользой.

 

По материалам газеты "Пятница".