Прямая речь


Горбунова Ирина Викторовна

21 октября 2019

Любое решение должно приниматься в интересах детей

Любое решение должно приниматься в интересах детей

Депутат Пермской городской думы и директор лицея №9 – о задачах и проблемах развития школ и необходимости жёстких мер

Ирина Викторовна, в конце сентября этого года вы были назначены директором лицея №9. До этого на протяжении нескольких лет мы знали вас как директора пермской Школы бизнеса и предпринимательства. С чем связана эта кадровая перестановка и как отнеслись к ней вы лично?

Предварительно я какое-то время думала. Пришла к выводу, что не отношусь к той категории директоров школ, которые «намертво» связывают себя лично с учреждением образования, который возглавляют. Не было такого, чтобы я хоть на миг решила, что школа бизнеса и предпринимательства – «только моя».

Когда в 2015 году мне предложили возглавить эту школу, департамент образования Перми поставил передо мной ряд задач. На сегодняшний день все эти задачи успешно выполнены. Поэтому предложение о переходе на должность директора лицея №9 я приняла как новый этап развития – как образовательной системы Перми, так и мой лично.

Какие именно задачи были выполнены на вашем предыдущем месте работы? 

В рамках развития образования Перми виден отчётливый тренд: каждая школа должна иметь своё собственное особе «лицо». Поэтому была разработана программа развития школы №105 как «Школы бизнеса и предпринимательства». Мне приятно, что нам удалось создать и развить этот бренд, сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Это повлекло за собой и решение следующей задачи: повышение качества образования. Если говорить о рейтинге школ Перми, который ведёт департамент образования, то на момент моего прихода в школу №105 она находилась на 103 месте из 126. В течение трёх-четырёх лет она поднялась на 48 место, то есть фактически более чем вдвое улучшила позицию по всем показателям рейтинга: качество образования, уровень кадров и финансово-экономическая деятельность.   

Достижения заметные. Вы лично как директор также были отмечены за эту работу, причём на федеральном уровне, не так ли?

Да, в 2018 году Школа бизнеса и предпринимательства вошла в 100 лучших школ России. За год до этого я презентовала нашу стратегию развития школы на федеральном уровне. Было очень важно понять, в правильном ли направлении мы двигаемся. И очень приятно, хоть и несколько неожиданно, что я стала победителем в номинации «Директор-лидер» в конкурсе «Директор года РФ» в 2017 году.

У директоров нынче очень много хлопот. Помимо учебного процесса это и финансы, и отчётность, и меры безопасности, организация питания. С питанием, к слову, время от времени возникают скандалы: регулярно слышим о том, что где-то дети отравились, где-то их кормят просроченными продуктами. В вашей практике был случай, когда инцидент удалось предотвратить. Поделитесь опытом, как это было?

Когда любой руководитель учебного заведения оказывается перед необходимостью принимать жёсткие решения, он прежде всего руководствуется интересами детей. И уж в последнюю очередь думает об интересах конкретного предпринимателя. Так произошло и в случае с нашей школой. Проверки организации питания выявили серьёзные нарушения, допущенные подрядчиком – индивидуальным предпринимателем, которая была, к слову, родителем одного из учащихся школы. Мне как директору было объявлено замечание и предписано принять меры. Меры в таком случае могут быть только одни – расторжение договора. При этом я дала подрядчику возможность доработать учебный год. Предварительно у нас с ней был разговор, и мне казалось, что мы поняли друг друга. Однако после расторжения договора предприниматель стала пытаться оспорить решение в судах. Все суды индивидуальный предприниматель проиграла, но уже два года жалуется в разные инстанции (уже как родительница) на всё, что можно связать со школой. Прошедшие в школе проверки надзорных органов показали несостоятельность этих жалоб. Поэтому ещё раз подчеркну: любые решения в сфере образования должны приниматься в интересах детей, даже если кому-то такие решения могут не понравиться.

Давайте поговорим о вашем новом месте работы. Какие задачи поставлены перед вами как перед директором лицея №9?

В первую очередь я хочу выразить огромную благодарность за тёплый приём, который мне оказали мои коллеги. Я увидела их конструктивный настрой, очень творческую атмосферу, профессиональный коллектив. Это укрепило меня в мысли, что со всеми задачами мы справимся. Лицей №9 сегодня в подгруппе «гимназии и лицеи» находится на 18 месте из 20, и понятно, что необходимо повышать этот показатель. Здесь нужно также разработать новую программу развития, потому что действующая программа заканчивается в 2020 году и определить новые направления развития школы.

Вы не только директор лицея, но и депутат Пермской городской думы. Насколько удаётся совмещать эти два хлопотных и ответственных направления? Не мешает ли одно другому?

Лицей №9 расположен на территории моего избирательного округа. Это, кстати, было ещё одним дополнительным фактором того, что я согласилась именно на это место новой работы. Потому что всё сложилось очень гармонично. Со многими моими сегодняшними коллегами я хорошо знакома, мы реализовывали целый ряд совместных проектов на территории округа. Родители детей, посещающих школу, – это мои избиратели, и они тоже дают много информации к размышлению. 

Сегодня я уже вижу целый ряд задач, которые, может быть, просто директору школы решить было бы сложно, но с помощью депутатских программ и возможностей решение можно ускорить. Как пример – дорога, которая ведёт к школе, она не выдерживает никакой критики, и это предмет для внесения корректив в мою программу. Или провал прямо на пути к школе, который образовался из-за грунтовых вод. С помощью администрации района будем устранять эту проблему.

Очень хочется реализовать проект крытого стадиона. Погодные условия на Урале таковы, что открытые плоскостные сооружения не могут использоваться в полной мере. А детей в школах становится всё больше, и школьные спортзалы уже не справляются с такой нагрузкой. Реализация этого проекта имеет значение не только для лицея, но и для жителей моего избирательного округа - микрорайона Садовый. Если получится – можно всё хорошо посчитать и масштабировать такой проект уже на весь город.