Прямая речь


18 марта 2020

Бюджет любит счет. Интервью с главой Контрольно-счетной палаты города Перми Марией Батуевой

Бюджет любит счет. Интервью с главой Контрольно-счетной палаты города Перми Марией Батуевой

Мария Батуева, глава Контрольно-счетной палаты Перми, – о 15-летней работе института, необходимости внешнего контроля при разработке бюджета и взаимодействии с Пермской городской Думой и администрацией.

Мария Федоровна, в 2005 году КСП создавалась при Пермской Думе как контрольный орган. В чем проявилось усиление контроля?

– До этого в администрации города существовала следующая практика: за правомерным расходованием бюджетных средств следило структурное подразделение мэрии. То есть исполнительная власть проверяла себя сама. КСП стала внешней организацией, работа которой выстроена на принципах независимости и объективности. Мы видим, что объем бюджетных средств за 15 лет увеличился в четыре раза – с 10 до 43 млрд. рублей. В связи с этим роль КСП также возрастает. Кроме того, с 2014 года на орган возложены новые полномочия по аудиту закупок. В этом русле проводим как отдельные тематические проверки, так и комплексные. По данному вопросу мы активно взаимодействуем с УФАС.

На последнем заседании Пермской Думы депутаты критиковали большой остаток за 2019 год – в размере 2 млрд рублей, деньги пришлось перераспределять. Как КСП относится к такому исполнению бюджета?

– Бюджет – живой документ. Но критика в этом случае действительно обоснована. На мой взгляд, необходимо более четко выстраивать планирование. В идеале, единственный повод для внесения изменений в бюджет – перераспределение сэкономленных средств от закупок.

Одно из основных ежегодных мероприятий КСП – экспертиза бюджета. Если говорить о бюджете на 2020-2022 годы, то много ли корректировок поступило от КСП и какие наиболее значительны?

– Экспертиза показала, что самое распространенное нарушение в текущем бюджете связано с отсутствием актуализированных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы планирования расходов. Часто были нарушены требования к составу финансово-экономического обоснования расходов бюджета. Перед рассмотрением в первом чтении излишне запланированные расходы составили 204 млн. рублей. Перед окончательным принятием проекта они были устранены.

Какие самые резонансные законопроекты за время вашего руководства КСП выносились на Думу?

– Резонансные законопроекты всегда связаны с сопротивлением со стороны различных сообществ. Такие решения не всегда поддерживаются депутатским корпусом и подлежат более тщательной проработке с выходом на компромиссные решения. Один из последних ярких примеров – отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Решение было принято не с первого раза, проект много обсуждался.

Как эксперты КСП оценили отмену ЕНВД в Перми?

– КСП проанализировала вопрос с точки зрения влияния на доходы бюджета Перми. В результате отмены налога с 2020 года доходы бюджета города уменьшились на 500 млн рублей. При этом из бюджета края предусмотрена компенсация за отмену ЕНВД более 1,8 млрд рублей. Так что в результате бюджет только выиграл. Ударит ли реформа по предпринимательскому сообществу, покажет 2020 год.

Еще один дискуссионный вопрос – транспортная реформа. Есть ли у КСП вопросы к проводимой работе?

– Транспортная реформа в городе протекает неоднозначно, много вопросов от депутатов, от жителей. У КСП опасения вызывают несколько аспектов. Во-первых, с внедрением новой модели на всех маршрутах плата за проезд пассажиров и провоз багажа будет поступать в бюджет Перми. Поэтому необходимо обеспечить 100-процентную собираемость. Во-вторых, на сегодня отсутствуют данные о фактическом пассажиропотоке. При этом бесплатные пересадки не позволяют определить точный объем доходов бюджета от платы за проезд. Положение усугубляется судебным разбирательством по контракту на разработку единой системы оплаты проезда.

При рассмотрении проекта бюджета в первом чтении КСП указывала на дисбаланс между доходами и расходами при внедрении модели. Что администрация учла, а что еще предстоит исправить?

– По нашим подсчетам, дисбаланс между доходами и расходами транспортной отрасли сохраняется. В 2020 году показатель составляет 888 млн. рублей.

Многие крупные проекты планируются, но не реализуются или реализуются со значительным срывом сроков. Например, крематорий или комплекс «Летающий лыжник» в Разгуляе. Как КСП может повлиять на эту ситуацию, какую ответственность несут чиновники за срыв сроков?

– Расходы на капитальные вложения – это особая группа, и, как правило, их исполнение связано с различными рисками. Около пяти лет назад мы проводили экспертно-аналитическое мероприятие по анализу инвестрасходов, по результатам которого был сделан вывод о значительном объеме безрезультатных расходов по разработке проектно-сметной документации (ПСД) и проведению проектно-изыскательных работ. Деньги на эти цели были потрачены, а объекты не построены, так как на это не хватало средств. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону, планирование инвестрасходов стало более системным, ассигнования на ПСД и стройку планируются в бюджете одновременно.

При этом исполнение расходов все равно остается низким. Фактическое исполнение городских инвестиционных проектов к концу 2019 года составило 3,6 млрд. рублей – 67%.

– Именно поэтому инвестрасходы остались под пристальным вниманием КСП. Низкое исполнение по этой группе связано с недоработками при планировании и оценке рисков. Это касается и отсутствия учета по срокам оформления земли под строительство, некачественной подготовки проектно-сметной документации, отсутствия эффективного взаимодействия между структурными подразделениями администрации. Но все-таки год от года нарушений меньше. Задача КСП – работать на профилактику. Наша цель – сохранить деньги в бюджете. Если стройка станет поводом для уголовного дела или банкротства, то средства пропадут.

Всегда ли рекомендации КСП выполняются? Если не выполняются, то какие меры реагирования могут быть со стороны КСП?

– Рекомендации КСП в большей степени учитываются при принятии решений. Например, за прошлый год учтено 95% предложений в виде поправок или рекомендаций. Сегодня с администрацией четко выстроена работа по устранению нарушений и реализации предложений КСП по итогам проверок. Раньше были случаи, когда по результатам контрольных мероприятий КСП вносила в органы местного самоуправления представления и предписания для устранения выявленных нарушений. Сегодня мэрия формирует планы по устранению нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, а мы осуществляем контроль за их реализацией.

Как вы оцениваете реализацию стратегии социально-экономического развития Перми до 2030 года? Можно ли говорить, что город движется в рамках принятой стратегии?

– Безусловно, движется. Но, конечно, во многом хотелось бы ускориться. Мы смотрим на пример Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и стремимся к таким же темпам. При этом время ставит новые задачи, один из ориентиров – 300-летие Перми. В связи с этим документ подлежит корректировке. Рабочие группы и подгруппы с участием представителей КСП по сферам деятельности уже начали работу по ее актуализации и разработке следующего этапа реализации стратегии. На мой взгляд, положения нужно обсуждать и с жителями города.