Прямая речь


Глезман Евгений Андреевич

2 июля 2020

Депутат Пермской городской Думы Евгений Глезман рассказал об инвестиционном климате в городе Перми, ключевых инвестиционных проектах и процессе их реализации

Депутат Пермской городской Думы Евгений Глезман рассказал об инвестиционном климате в городе Перми, ключевых инвестиционных проектах и процессе их реализации

Евгений Андреевич, начнем с общей оценки. Скажите, на Ваш взгляд, Пермь – инвестиционно привлекательный город? Есть нам что тратить и как мы распоряжаемся имеющимися у нас финансовыми ресурсами?

В этом году мы точно стали более инвестиционно привлекательными. Если с 2013 по 2018 год объем инвестиций в Перми не превышал 3,5 млрд. рублей, с 2019 года он увеличился до 5,5 млрд. рублей, то в 2020 году на трехлетку планируется выделить более 10 млрд. рублей на развитие города и реализацию инвестиционных проектов. Это и собственные средства, и софинансирование из краевого и федерального бюджетов. Многие проекты организованы к 300-летию города Перми. С другой стороны, 2019 год был очень показательным, когда при выделении такого значительного объема инвестиций мы освоили всего 66%.

Эта цифра значительно ниже, чем в предыдущие годы?

Да, процент исполнения ниже, чем в предыдущие годы на 20%. Это заставило задуматься городскую администрацию и депутатов. В декабре 2019 года на подведении итогов реализации инвестиционных проектов депутатский корпус выразил обеспокоенность. Как гласит известная поговорка: «Нельзя делать по-старому, чтобы получить новый результат». Безусловно, все понимали, что для эффективного управления таким объемом инвестиций требуется совершенно новая система, которая позволит в срок реализовывать проекты, запускать социальные объекты: школы, стадионы, бассейны и дорожные участки. Была создана рабочая группа для разработки рекомендаций для повышения качества реализации проектов, своевременности исполнения, и, разумеется, для того, чтобы система стала достаточно сильной для повышенного объема инвестиций. Мы сейчас много говорим о муниципально-частном партнерстве (МЧП). И начинать нужно именно с партнерства. Для того, чтобы в городской администрации бизнес увидел надежного партнера, нужно продемонстрировать умение и четкость в реализации проектов. И я думаю, что когда мы научимся это делать, появится больше проектов МЧП.

А насколько Пермь интересен частным инвесторам?

Я думаю, что это должна быть долгосрочная программа. Конечно, любой город-миллионник интересен. Он может создавать объекты и центры притяжения своих жителей, а подобное всегда интересно инвесторам. Потенциально. Но мы пока не имеем реальных проектов, поэтому для привлечения бизнеса нам необходимо поработать над собственной системой управления проектами. Бизнес очень четко всё увидит: и долгосрочность перспектив города, и умение выполнять обязательства, и тогда уже будут проекты.

О каких проектах идет речь? Есть ли уже успешные кейсы?

Проанализировав ситуацию с бюджетными инвестициями, мы увидели несколько ключевых проблем. Одна из главных - это слабо проработанные идеи. Например, приняли решение построить школу, к реализации мы приступаем только после получения финансирования, и возникает множество непредвиденных обстоятельств: участок на котором разместят, объект не соответствует строению, коммунальные услуги недоступны, проектные организации выполняют проект дольше и многое другое. Из-за этого фактически каждый второй проект меняет срок исполнения и стоимость.

Почему так? Проблема с кадрами?

Я считаю, что проблема в основном в системе, в её непроработанности. Очень многое нужно улучшать, но всё, как говорится, идет «с головы». Отлаженная система позволит своевременно выявлять слабые места и искать способы решения этих проблемных вопросов. В России уже есть успешный опыт городов – наш сосед Екатеринбург, Казань, Москва и Санкт-Петербург. Мы можем достаточно быстро это сконцентрировать и применять для успешной реализации наших проектов.

Депутаты уже взаимодействуют с администрацией, консультируют в рамках профильной рабочей группы. Как сейчас будет строиться работа? Есть ли уже долгосрочный план? Цели, сроки, задачи?

Мы разработали очень четкие рекомендации. Во-первых, проекты должны соответствовать Программам комплексного развития по каждой отрасли. Это должна быть не разовая идея, а в целый комплекс с перспективами на несколько лет вперед. Программы комплексного развития коррелируются с национальными проектами, это позволит получать дополнительное финансирование и решать приоритетные задачи в целом и двигаться «в ногу» со всей страной.

Во-вторых, по каждой идее и проекту предлагается составлять технико-экономическое обоснование. Это первичная обработка, делает её команда администрации. Было бы лучше, чтобы действовали в Едином центре управления проектами. Специалисты прорабатывают цели, техническую составляющую, в частности, определение земель, подключение к коммуникациям и другое.

Еще одно нововведение – карта рисков. Проект оценивается с точки зрения рисков, он ограничен, так как это выявленные нами пробелы в системе. Считаем, что это позволит значительно повысить проработку каждого проекта и глубоко оценить каждую идею. Кроме того, вводим понятие «портфель проектов» – это комплекс мероприятий, действий, направленных на решение глобальных задач.

Когда мы видим комплекс, мы видим долгосрочную перспективу и можем определять приоритеты для выделения денежных средств. Сегодня мы принимаем проекты и финансирование отдельно, это не позволяет оценить всё в комплексе.

Внедрение подобной практики также позволит значительно улучшить качество управления целой инвестиционной программой.

Край уже озаботился новым будущим, что касается города, соответствует ли реалиям времени стратегии развития города?

Хороший вопрос. По моему мнению, стратегия развития города должна быть более точная с четкими критериями оценки и с пониманием ресурсов для достижения целей. Кроме того, она должна быть понятной для жителей города.

Качественного базового документа, описывающего стратегию города, на мой взгляд, у нас нет, есть несколько разных документов, мало связанных между собой. Мне кажется, что при создании программы комплексного развития по каждой отрасли, нужно параллельно создавать стратегию города. Практика уже имеется на федеральном уровне.

Чтобы система заработала, будет ли вестись какой-то контроль за исполнением проектов? Какая-то персональная ответственность для чиновников или что-то иное?

Мы предлагаем начать с простого – повышение прозрачности реализации проектов. Для этого необходимо вести их мониторинг и использовать современные информационные ресурсы. На профильной площадке в режиме онлайн каждый заинтересованный гражданин, депутат, сотрудник администрации, сможет понимать статус проекта. Его цель, ход реализации, выделенные бюджетные деньги, сроки начала проекта и ожидаемого окончания. Платформ на сегодня разработано много, но они не синхронизированы между департаментами мониторинга и финансов, поэтому реализация проектов отстает от графика. Все участники должны работать одновременно.

Я думаю, что ответственность должны нести все участники процесса, ведь они отвечают перед городом. Режим самоизоляции показал, что к инвестициям и проектной деятельности нужно подходить более основательно. Чем больше проработаны проекты, тем выше возможность выбора наиболее приоритетных из них, более правильного распределения бюджетных средств. Важно, чтобы мы самостоятельно настроили систему для проработки проектов, тогда мы при любом количестве выделенных средств не будем сбавлять скорость.