Итоги работы IV созыва


ОБЩИЕ ИТОГИ РАБОТЫ ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ IV СОЗЫВА 

Первое пленарное заседание Пермской городской Думы IV созыва состоялось 31 марта 2006 года. На нем были сформированы семь постоянных комитетов:
1. по бюджету и налогам - председатель Н. Н. Мельник;
2. по городскому хозяйству и муниципальной собственности - председатель М. В. Тебелев;
3. по градостроительству, планированию и развитию территории города - председатель А. И. Журавлев;
4. по местному самоуправлению - председатель Н. М. Рослякова;
5. по регламенту, депутатской этике и правам человека - председатель В. В. Кузнецов.
6. по социальной политике - председатель А. А. Грибанов;
7. по экономической политике - председатель А. Ш. Хайбрахманов;
За период работы Пермской городской Думой IV созыва проведено 60 пленарных заседаний, принято 1785 решений.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ IV СОЗЫВА
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО СУБЪЕКТАМ
Деятельность Пермской городской Думы IV созыва строилась на основе обеспечения согласованных позиций и действий со стороны власти, общества и бизнеса, привлечения городского сообщества к принятию решений и их реализации.

Депутатами утверждено положение об участии населения в осуществлении местного самоуправления города, в котором определены формы участия граждан в этом процессе. Реализация положения позволила шире привлекать граждан к участию в решении вопросов местного значения.

В связи с изменением федерального законодательства об организации местного самоуправления возникла необходимость внесения изменений в Устав города Перми. В новой редакции Устава изменена модель управления городом. В частности, предусмотрен отчет Главы города перед Думой о результатах его деятельности. Устав дополнен нормой о том, что социально-экономическое развитие Перми осуществляется в соответствии со стратегией развития города. Новой редакцией Устава предусмотрен ежегодный отчет главы администрации о ходе реализации стратегии и достижении целевых показателей.

Пермской городской Думой принята стратегия социально-экономического развития города Перми до 2030 года, определяющая перспективные направления и приоритеты развития города. Стратегия построена на основе реализации конкурентных преимуществ города и возможностей их развития.

На основании стратегии социально экономического развития принят Генеральный план Пермского городского округа, в котором разработана параметрическая модель города - комплекс сведений, которые должны быть использованы при разработке документов территориального планирования и принятии решений по вопросам функционального зонирования мегаполиса.

В соответствии с федеральным законодательством внесены изменения в положение о публичных слушаниях: расширен круг вопросов, выносимых на публичное обсуждение, изменилась организация и процедура их проведения.

В конце 2007 года принят бюджет города на три года, который содействовал социальному и экономическому развитию Перми, обеспечивал сбалансированность бюджета и среднесрочного планирования, позволил повысить качество и эффективность бюджетных расходов. Несмотря на сложные экономические условия, бюджет города сохранил социальную направленность. Более половины его расходной части составили расходы на финансирование отраслей социальной сферы. Принято новое положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Перми. Положение регулирует бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета и контроля его исполнения, а также в процессе осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом города Перми.

Изменение социально-экономических условий потребовало внесения изменений в структуру администрации города Перми. По инициативе депутатов создан департамент промышленной политики, инвестиций и предпринимательства. Это позволило наладить отношения между органами власти и промышленниками в реализации промышленной политики.

Для решения стратегических задач социально-экономического развития использовался программно-целевой метод, который позволил для реализации городских программ помимо средств бюджета Перми привлекать средства из федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных источников.

В целях конструктивного формирования и реализации образовательной политики на основе регулярного взаимодействия органов и должностных лиц городского самоуправления с органами государственной власти, общественными объединениями и некоммерческими организациями, педагогической и родительской общественностью при Главе города создан Общественный совет по вопросам образования. Депутаты городской Думы принимали активное участие в депутатских и общественных слушаниях, совещаниях, общественно значимых акциях и мероприятиях, проводимых администрацией города. Они входили в состав рабочих групп, постоянно действующих комиссий при администрации города и совещательных органов при Главе города Перми.


РАБОТА КОМИТЕТОВ И РАБОЧИХ ГРУПП
За период работы Пермской городской Думы IV созыва постоянными комитетами было проведено 488 заседаний, на которых рассмотрено более 2300 вопросов, в том числе более 1900 проектов решений, к которым депутатами было внесено более 11 тысяч поправок. Создано 56 рабочих групп, а также временная комиссия по контролю за исполнением администрацией города Перми полномочий по организации транспортного обслуживания населения в границах города Перми.

Основная работа была направлена на рассмотрение вопросов, связанных с контролем за исполнением бюджета Перми на текущий год и плановый период, отчетов об исполнении бюджета города, оптимизацией налогообложения. В течение всего созыва 52 раза вносились изменения в решения о бюджете города, в том числе 33 раза уточнялись его основные параметры. Значимым вопросом деятельности комитета стала разработка нового положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми, которое вступило в силу 1 января 2008 года.

Необходимость его принятия была обусловлена переходом на новую схему регулирования бюджетного процесса, определенную Федеральным законом от 26.04.2007 №63 ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Положение предусматривало внедрение и развитие современных форм и методов бюджетирования, повышение эффективности управления бюджетными ресурсами города. В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, с 2008 года принимался среднесрочный бюджет города на трехлетний плановый период и очередной финансовый год. При распределении бюджетных ресурсов учитывались приоритеты социально экономического развития города, обеспечивалась сбалансированность бюджета на среднесрочную перспективу, сохранялась возможность заключения трехлетних муниципальных контрактов.


В рамках компетенции комитетом рассматривались вопросы о деятельности Контрольно-счетной палаты города Перми. В сфере эффективности исполнения бюджета города была рассмотрена и утверждена методика оценки эффективности исполнения бюджета города. Показатели оценки позволили сформировать представление и оценить уровень исполнения бюджета по доходам, расходам и качеству управления бюджетными средствами, с учетом степени возможного влияния со стороны администрации города на результативность исполнения бюджета. Такой подход позволил сделать оценку эффективности исполнения бюджета прозрачной и объективной, предоставляющей возможность увидеть «сильные» и «слабые» стороны в процессе исполнения бюджета. Сформирован в Думе IV созыва.


В сфере инвестиционной политики комитетом рассмотрены и утверждены: инвестиционная программа и программа комплексного развития системы водоснабжения и водоотведения на 2006-2025 годы; 15 инвестиционных проектов, в том числе пять в сфере строительства социальных объектов, четыре инвестиционных проекта в области строительства автомобильных дорог, шесть проектов - в сфере благоустройства.


В области тарифного регулирования рассмотрены и утверждены следующие документы: общий порядок взаимодействия Пермской городской Думы и администрации города Перми по реализации Федерального закона от 30.12.2004 №210 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; порядки, положения, методики расчета и формирования цен и тарифов, надбавок к ценам (тарифам) на услуги систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод организаций коммунального комплекса; стоимости услуг по погребению; нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и др. Комитетом рассматривался широкий спектр городских проблем. Были утверждены: порядок размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Перми; методика расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования общеразвивающей услуги дошкольного образования города и на организацию предоставления государственного общеобразовательного стандарта общего образования города, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В сфере контроля за осуществлением пассажирских перевозок и деятельностью отдельных субъектов транспортной отрасли комитетом трижды рассматривались тарифы и дважды порядок их формирования на перевозки пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом.


Одним из основных направлений деятельности комитета являлся контроль за исполнением городских целевых программ, в том числе программы «Развитие городских микрорайонов на 2006-2010 годы», на реализацию которой было выделено в течение пяти лет 298,0 млн. рублей. Комитет рассматривал вопросы, затрагивающие финансирование сферы образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта, в том числе пять инвестиционных проектов, направленных на строительство объектов социальной сферы. Утверждена городская целевая программа «Развитие образования города Перми до 2010 года».


Большую социальную значимость имело решение о предоставлении с января 2009 года пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Организация подвоза учащихся школ в другие общеобразовательные учреждения города позволила решить проблему обеспечения учебного процесса для общеобразовательных школ, закрытых в связи с проведением капитального ремонта и для отдаленных поселков городского типа, не имеющих общеобразовательных учреждений.


Решение о социальных гарантиях и льготах педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений города Перми позволило выплачивать единовременное пособие и ежемесячные доплаты в течение трех лет выпускникам учреждений высшего и среднего профессионального образования при поступлении на работу в образовательные учреждения, надбавку педагогическим работникам высшей квалификационной категории, удостоенным государственной награды.


Для студентов и учащихся города Перми, обучающихся в техникумах, училищах и вузах на дневных отделениях и имеющих детей до полутора лет, были установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных муниципальных выплат.


В сфере здравоохранения, в рамках национального проекта «Здравоохранение», были выделены средства на приобретение современного реанимационного оборудования в хирургическое отделение ДКБ №15, нейрохирургическое отделение МСЧ №2, палаты интенсивной терапии и реанимации детских стационаров ДКБ №3, ДКБ №15, ДБ №20, ДБ №24, а также наркозно-дыхательная аппаратура для реанимационных отделений и операционных.


Реализация программы «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории города Перми на 2007-2010 годы» позволила снизить заболеваемость несовершеннолетних и молодежи города Перми, сократить общее количество потребителей психоактивных веществ.
С помощью субсидий, выделенных из бюджета в рамках городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2008-2010 годы», улучшили жилищные условия 1150 молодых семей.


Одним из ключевых направлений деятельности являлось эффективное использование муниципального имущества. Принятие положения о доверительном управлении муниципальным имуществом в городе Перми позволило запустить в оборот пустующие муниципальные помещения и сохранить муниципальный арендный фонд в исправном состоянии. Положение о концессионных соглашениях в отношении недвижимого муниципального имущества города Перми обеспечило передачу муниципальных объектов в частное управление без изменения их целевого назначения. Внедрение концессионных соглашений способствовало увеличению количества частных детских садов, а это, в свою очередь, позволило уменьшить очередь в муниципальные детские учреждения. Депутаты утвердили положение о порядке проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счет средств бюджета города, которое предусматривало предоставление финансовой поддержки из бюджета города на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Доля граждан при этом составила 5% от стоимости ремонта.


В связи с увеличением нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, депутатами комитета принято решение о предоставлении субсидий на обеспечение установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и холодной воды в многоквартирных домах города Перми. Неоднократно рассматривались вопросы, связанные с управлением муниципальным. По предложению депутатов установлен мораторий на приватизацию технических подвальных помещений, имеющих инженерные коммуникации для обслуживания жилого фонда. Депутатами утверждена городская целевая программа «Переселение граждан города Перми из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2007-2010 годы».


Много внимания было уделено порядку установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города. Утверждены «Правила содержания собак и кошек на территории города Перми», городская целевая программа «Комплексная экологическая программа города Перми на 2008-2010 годы». В качестве реализации нормотворческой инициативы комитетом шесть раз вносились предложения по корректировке Устава города, рассмотренные и принятые на заседаниях Думы. Комитетом были внесены проекты решений по назначению выборов и утверждению схемы одномандатных избирательных округов. Рассматривались предложения по кандидатурам для присвоения почетного звания «Почетный гражданин города Перми» и по награждению Почетной грамотой города Перми. Рассматривались вопросы, связанные с разработкой Генерального плана города, с реализацией новых подходов к территориальному планированию и зонированию. Депутаты также уделяли внимание вопросам участия населения в подготовке Генерального плана, Правил землепользования и застройки города. Их подходы и предложения нашли отражение в положении о публичных слушаниях. Помимо четырех существующих особо охраняемых природных территорий местного значения с учетом рекомендаций комитета были образованы еще четыре: «Утиное болото», «Черняевский лес», «Егошихинское кладбище», «Мотовилихинский пруд». Комитет неоднократно рассматривал вопрос о реализации городской целевой программы «Строительство газопроводов и газификация жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки города Перми на 2005-2008 годы».


Был разработан проект нового регламента - документа, определяющего порядок работы Пермской городской Думы. Необходимость совершенствования правового регулирования по регламентным процедурам была вызвана тем, что применявшийся ранее регламент существовал с 1996 года и закрепленные им правила требовали корректировки.


Еще одним значимым вопросом деятельности комитета явилась разработка положения об осуществлении депутатом Пермской городской Думы его деятельности. В соответствии с действующим законодательством были откорректированы подходы к правовому регулированию статуса депутата представительного органа муниципального образования.